Super battle ship: 16-бит Сега
Хотя название переводится как «боевой корабль», по сутиэто «морской бой». Известная любому школьнику игра в довольно упрощенном варианте вызывается из стартового меню (Classic BS), правилами не обременена и для одиночного игрока интереса не представляет. В отличие от собственно Super BS, которая относится к классу пошаговых стратегий. Означает это, что действия в игре в основном развиваются по шагам, и каждый участник боя ждет своей очереди. Поединки кораблей, правда, происходят в реальном времени, что вносит элемент аркадной непредсказуемости. И хотя среди иконок управления имеется кнопка паузы, шкала-полоска в нижнем правом углу ограничивает ваше время на раздумье. После того как каждой единице вашей флотилии будет отдана команда, наступит черед команды оппонента-компьютера. Передвижением торговых суден и залпом береговых орудий игровой цикл завершится, счетчик ходов возрастет на единицу, и если в отпущенное вам число ходов вы не уложитесь, миссия будет провалена. Со временем это станет принимать все большую актуальность, повышая сложность выработки правильной стратегии действий. В начале вам предложен выбор из четырех заданий, по завершении всех четырех вы получите пароль, а список пополнится еще тремя миссиями. На выполнение каждой отводится определенная группа кораблей, названия и капитаны выбираются случайно, но боевые качества, определяемые типом судна, фиксированы.
Класс B
Эти «плавучие крепости» предназначены для уничтожения мощных боевых единиц противника. Наличие прочной брони приносит облегчающий эффект, чувство гордости и превосходства. Но не пытайтесь передвинуть эти корабли на большое расстояние, потеряете время. Пользу это приносит лишь в крайних случаях (миссия «Jolly Roger»), когда больше некому. BB. Battle Ship — максимум брони, минимум скорости. Скорость в 24 узла достигается разваливающимся двигателем. Это печально. Своей трехствольной 375-мм пушкой враз потопит любое надводное судно — жаль, что арсенал исчерпывается парой десятков снарядов. BC. Battle Cruiser немножко послабее бронирован, скорость таже, но может быть вооруженным ракетами, торпедами, глубинными бомбами. Это, несомненно, его преимущество.
Класс C
Корабли этого класса (тяжелый и легкий крейсеры) не отличаются ни особой броней, ни скоростью. Их способности ограничены, но все же еще осталась приличная броня, выдерживающая пяток попаданий мелких кораблей. CA. Heavy Cruiser обычно вооружен разнообразным оружием. В битвах играет роль «плавучей мини-крепости». CL. Light Cruiser — «средний» корабль. Не возлагайте на него особых надежд. После сражения ненадолго выводится из строя, неплох при отстреле кораблей следующего класса.
Класс D
DA. Destroyer — лучший из класса «D», называется эскадренным миноносцем. Из названия следует, что ракет у него нет и быть не может, есть торпеды, глубинные бомбы (мины) и банальная пушка. Один из трех скоростных судов (40 узлов), но может еще и подраться. DE. Escort. Если верить названию, он создан для охраны и сопровождения. Но свои торговые корабли с такими «охранниками» я бы не отправил. Единственное, что они умеют, так это убегать. После каждой вражеской атаки приходится долго «откачивать». PT. Patrol Boat. Я, конечно слышал, что в войну и на буксир пулемет ставят, но это... Разрушения от выстрела не больше, чем от гранаты. Этот корабль просто физически не может потопить линкор — даже не потому, что в 10-15 раз тоньше броня, что тонет после второго же попадания. Просто потрохов не хватит. Потопить может себеподобного, да и то с трудом. Так что используйте для отстрела назойливых торговцев, береговых работ, уничтожения минных полей и подлодок. Также хорош в роли приманки, но держите дистанцию!
Методы ведения боя:
Ракета — идеальное оружие. Уничтожает любой обнаруженный визуально корабль с первого раза. Небольшая проблема — после запуска необходимо повторным нажатием кнопки направить ее в цель (сразу, как та начнет расти в размерах). Рекомендуется для экономии снарядов пушки использовать против судов класса B. Пушка — самое слабое, но и самое часто используемое оружие. Не советую стрелять вблизи — в вас попадут дважды до того, как вы опустите пушку (еще одна причина для ухода из навязываемого боя). На расстоянии прицел выставляется автоматически, но до уничтожения двигателей противника придется сдвигать его и стрелять с упреждением. Попытки отыскать слабое место в броне вражеского судна могут увенчаться успехом — поражение определенных точек в кормовой его части снижает частоту и меткость ответного огня. Со временем у вас начнутся проблемы со временем (упс...), и основной способ их разрешения — уничтожение исключительно напавших на вас врагов за счет их части ходового цикла. А если проблемы перерождаются в растущую смертность и нехватку боеприпасов, и вовсе отказывайтесь от боя. Попадут максимум каждый по разу, плюс неизбежные торпеды подлодок. Торпеда наносит чуть больший урон, чем пушка, но запуск ее не быстр, да и дистанция поражения маловата. На крайний случай сгодится... Глубинные бомбы — для уничтожения подлодок и мин. Без сонара эти объекты не видны, но крестик прицела их идентифицирует безошибочно. Сперва придется встать вплотную к цели (на подлодки можно заплывать). Во время боевого захода произведите пробный запуск для определения глубины детонации. В подлодку бросайте сразу три бомбы, иначе уйдет на глубину зализывать раны. Таран. С его помощью крайне низкой ценой (в отношении повреждений и боезапаса) можно топить в столкновении (желательно, касательном) уступающие классом корабли противника. Осторожно, свои суда лучше не трогать! Уничтожив пушку или строение на берегу, вы обретаете власть над местными аборигенами, а с ней и блага в виде пополнения арсенала. Жаль, что заход в порт отнимает столько времени... Сев на мель, ваш корабль будет обречен на растительное существование. После чего можно пожертвовать парой посудин для ускорения процесса. Convoy Escort. Не то чтобы сильно ценный груз требуется отконвоировать на западный остров, отстреливая немногочисленных пиратов.
Управление
A — выстрел, выбор курса/опций;
B — смена отметок сонара/локатора;
C — смена оружия (во время прицеливания);
Start — выход из боя, переключение меню иконок;
вверх/вниз — установка таймера глубинной бомбы;
влево/вправо — выбор подлежащего ремонту агрегата.
Выбор действия производится с помощью четырех иконок в левом нижнем углу экрана. Нажатием Start вы меняете их игровой набор на вспомогательный (названия даны в скобочках). Перечисляю сверху слева по часовой стрелке:
Move. Передвигая курсор по предложенным позициям, вы выбираете с помощью стрелочек, куда переместится ваш корабль. Как — решать не вам, поэтому нелинейных маневров вблизи подводных мин, берега и своих кораблей лучше поостеречься. Дальность определяется скоростью.
(Fleet). Список кораблей вашей флотилии. Для каждого можно дополнительно вызвать экран статуса, описанный ниже.
Target. Передвигая прицел, вы можете оглядеть окрестности и атаковать врага в радиусе поражения выбранного орудия. Сообщаются названия видимых объектов.
(Options). Стартовое меню плюс опция продолжения миссии.
Status. Помимо списка арсенала здесь находится подменю
Damage Сrew Assignment, определяющее агрегат, подлежащий починке за время следующего цикла. Если чинить нечего, наращивается броня. Рекомендуемый порядок — Steering (управление, в комплекте с пушками чаще всего выходит из строя), Targeting (прицеливание), Sonar (чтобы не мучиться, выискивая мины прицелом).
(Reckon). Вид акватории со спутника (искусственный такой, в космосе летает). Часть ее видна в экране локатора, и в ходе игры этого вполне хватает.
Continue — продолжение движения в том же направлении, с той же скоростью.
(Pause). Чтобы компьютер не поборол игрока, пока тот «в отключке». Половина миссий заключается в банальной разборке с флотом противника. Но вкус игры создают, конечно, как раз уникальные задания типа:
Mosquito Boat Attack. Руководя флотилией «мосек», вы должны заманить «слонов» под шквальный огонь береговых орудий.
Rescue Mission. Первая ласточка из царства кошмаров. Раза с пятого вам обязательно удастся довести хоть один из двух кораблей до острова на севере сквозь тучу вражеских суден и в обход цепи подводных мин. Лучше сразу выяснить кратчайший маршрут и взять влево, не ввязываясь в драки с тихоходными дредноутами.
Raid on Mindino Airfield. О, сколько часов я провел, пытаясь выяснить, что же собственно требуется разбомбить в этой миссии. Выяснилось — все! А потому, отправив свой крейсер таранить корабли противника на пути к западной бухте, ведите оставшиеся суда через минное поле в бухту восточную, откуда разносите в щепки все, относящееся к прогневившему Богов граду Миндино (определить такие вы можете по строке информации). Учтите, что нехватка одного ствола может погубить всю затею...
Jolly Roger. И один в поле воин, особенно если воин этот класса B, но заниматься пиратством в заполненной флотом противника акватории — занятие неблагодарное. Ведь из 20 снарядов пушки и 25 игровых циклов половину требуется сэкономить на собственно отстрел десятка торговых судов, а до бухты еще добраться надо... Идите по диагонали вниз, потом вдоль побережья вправо и, не отвлекаясь на защитников законопослушных торговцев, взорвите хоть одного из улепетывающей на север четверки. После чего можно попытаться, устроившись в бухте, рассчитаться с обидчиками. Ряд несоответствий с реальным морским сражением интерес к игре едва ли уменьшит, но практически весьма удивляет и мешает, что ваш корабль не может атаковать подлодку торпедами, а на глубинных минах дохнет с ходу, хотя по картинке минимальная глубина их залегания намного больше его осадки. Маневрированию зачастую мешают непонятные ограничения — корабли противника же могут разворачиваться хоть на 180 градусов за цикл, оставаясь на одном месте. И все же, несмотря на весьма примитивную графику и звук, увлекательность игры едва ли уступает ее сложности, возрастая с открытием игроком новых приемов и законов этого, воистину СУПЕР, Морского Боя!
Super battle ship: Журнал Великий Дракон №45, с разрешения редактора Валерия Полякова. Автор: Eler Cant