3DO Interactive Multiplayer

3DO Interactive Multiplayer

Привет, смертнички! Хотите узнать побольше о том, что такое 3DO и с чем его едят?

Хорошо, я попробую вам это рассказать. А повествование мое будет выполнено в виде наиболее напрашивающихся вопросов и наиболее правильных (по-моему) ответов на них.

Начнем по порядку...



В.: Что такое 3DO?

О.: 3DO — игровая приставка к телевизору, создание компании 3DO, которая, в свою очередь, сама состоит из семи различных компаний. Объединившись, они создали такую крутую вещь, как 3DO Interactive Multiplayer. Фирмы, производящие 3DO - совместимые приставки и все, что с ними связано, обязаны получить на это право, обратившись в компанию 3DO (точно так же, как компании, производящие видеотехнику, должны получить разрешение у фирмы JVC, придумавшей стандарт VHS). Сама же компания 3DO не производит 3DO приставки!

Приставка 3DO имеет 32-битный RISC процессор ARM60 в качестве основного, а также целых два (!) 32-битных видео процессора, специально разработанных для работы с графикой (анимацией, трехмерными объектами и т.д.), 16-битный аудио процессор и математический сопроцессор для сложных вычислений (более детально обо всем этом будет написано чуточку ниже). Что касается оперативной памяти, то ее у 3DO целых 2 мегабайта, а видеопамяти 1 мегабайт (в 16 раз больше, чем у Сеги и SNESа!). В отличие от игровых приставок, игры для которых размещаются на картриджах, в 3DO использована CD-ROM технология, т.е. вся информация записана на компакт-диски, для «проигрывания» которых в 3DO имеется встроенный 2-х скоростной CD-ROM дисковод. Самое интересное, что стоимость производства такого компакт-диска (на который можно записать 600 с лишним мегабайт информации!), гораздо ниже себестоимости картриджа для обычной игровой приставки, объем информации в котором измеряется не сотнями, а единицами мегабайт, т.е. на два порядка ниже.

В.: Что умеет 3DO?

О.: Все 3DO приставки совместимы между собой на программном уровне. Играть в игры для 3DO можно на любой 3DO-совместимой приставке. Остальные (дополнительные) возможности у каждой из приставок разные.

Дополнительные возможности самой популярной у нас в России 3DO-совместимой приставки Panasonic 3DO следующие:

— на ней можно слушать обычные музыкальные аудио компакт-диски;

— смотреть фото диски Kodak Photo CD;

— смотреть лазерные видео диски при наличии дополнительной платы MPEG1, которая подключается в специальный разъем на корпусе приставки.

Еще одна особенность приставок 3DO — наличие всего одного разъема для джойстика. Но это не значит, что играть может только один человек. Просто второй джойстик подключается не к приставке, а к первому джойстику, на котором для этого имеется точно такой же порт, как и на самой приставке. А ко второму джойстику можно подключить третий, к третьему — четвертый... Таким образом к 3DO может быть подключено до восьми устройств. Это могут быть не только джойстики, но и клавиатура, мышь, световой пистолет и еще много всякой всячины.


На некоторых джойстиках имеется гнездо для стереонаушников.

Игровые программы для 3DO — огромный скачок вперед в развитии Multimedia Software. Благодаря своим широким возможностям, 3DO может показывать (прямо в игре) полноэкранное видео, генерировать трехмерные пейзажи, и делать еще множество замечательных визуальных эффектов, не говоря уже о том, что качество звука в играх всегда эквивалентно качеству звучания компакт-диска (а игры с оцифрованной речью — это просто прелесть, особенно для тех, кто хочет научиться понимать английскую речь).

В.: В некоторых играх на приставках SNES и SEGA есть возможность сделать SAVE GAME (записать игру) в флэш-память картриджа. А как это можно сделать на 3DO, ведь на компакт-диск ничего записать нельзя? Неужели только пароли?

О.: Нет, конечно. У приставок 3DO имеется специальная память, отведенная для этих целей, и аккумулятор, который подпитывает эту память, когда приставка выключена, и заряжается сам, когда она включена. Любая игра может кинуть свой SAVEGAME в эту память, а затем, если нужно, прочесть его оттуда. Для удаления старых и ненужных SAVEGAME'ов существует такая полезная штука, как STORAGE MANAGER, в который можно войти, если включить приставку без компакт-диска в дисководе.

В.: Какие фирмы производят приставки 3DO?

О.: Приставки 3DO, придуманные и разработанные компанией 3DO, на лицензионной основе производит фирма Matsushita (приставки Panasonic FZ-1 или FZ-10 и REAL 3DO Interactive Multiplayer), а также фирмы GoldStar, Sanio, Toshiba, Samsung, AT&T. Компания AT&T даже оснащает свои приставки встроенным модемом для возможности играть вдвоем через телефонную линию.

В.: Совместимы ли между собой 3DO-приставки разных фирм?

О.: Разумеется, да. Вы можете запускать любые игры и программы для 3DO на любой из 3DO-совместимых приставок. Просто приставки разных фирм производителей имеют разные дополнительные возможности (например, модем у приставки AT&T 3DO), что никак не отражается на совместимости приставок на программном уровне.

В.: Можно ли будет играть в игры для 3DO, которые есть сейчас, на приставках 3DO следующего поколения?

О.: Да. Компания 3DO намерена это предусмотреть.


В.: Будет ли 3DO обучающей системой?

О.: Вряд ли. Хотя обучающие и информационные программы и занимают значительную часть библиотеки программных продуктов для 3DO, приоритет остается за играми. Ведь 3DO — это все-таки система, разработанная для игр.

В.: 3DO и CD-i — это одно и то же?

О.: Нет. CD-i расшифровывается как CDinteractive, это система, разработанная фирмой Philips Electronics. Эти две системы АБСОЛЮТНО НЕ СОВМЕСТИМЫ.

В.: А как расшифровывается 3DO?

О.: Увы, нам это неизвестно. Кто-то считает, что 3DO расшифровывается как «3 Dimensional Objects» (трёхмерные объекты), кто-то — «3 Dollars Only» (лицензионная цена на один диск), но основное мнение таково, что это следующий шаг после аудио и видео: audio, video, threedeo.

В.: Кто основатель компании 3DO?

О.: Основатель компании — Трип Хоккинс (Trip Hawkins). Он является также основателем такой известной компании как Electronic Arts. Этот человек помог объединиться семи фирмам в одну компанию. Так образовалась компания 3DO.

В.: А кто те семь фирм-партнеров, входящих в состав компании 3DO?

О.: Это фирмы Matsushita (торговые марки: Panasonic, Technics, National), AT&T, Time Warner, MCA, Electronic Arts, Venture Capital Firm Kleiner Perkins Caufield & Byers и New Technologies Group (NTG).

В.: Какие дополнительные устройства можно подключить к 3DO?

О.: Производством различной периферии к 3DO занимаются несколько фирм. Две основных — это Logitech и CH Products. Logitech производит мышки, CH Products— аналоговые джойстики. Также существуют световой пистолет и клавиатура для 3DO.

В.: Каково экранное разрешение 3DO?

О.: Экранное разрешение 3DO — 640x480 точек, 24 бита на точку (16777216 цветов одновременно!). Вы, наверное, и сами видите, что это гораздо больше, чем у приставок SEGA и SNES, не говоря уже о восьмибитках.


В.: Как устроены приставки 3DO и каковы их особенности?

О.: Этот ответ адресован тем, кто хоть чуть-чуть разбирается в компьютерах и их архитектуре. Ведь 3DO по своей архитектуре очень сходна с настоящими персональными компьютерами, хоть и называется игровой приставкой. Ее структурную схему вы видите на рисунке.


А теперь мне хотелось бы вкратце перечислить основные «прибамбасы» приставок 3DO, за счет которых они являются столь мощными игровыми системами:

— 32-х битный 12.5-мегагерцовый RISC процессор ARM60, изготовленный фирмой Advanced RISC Machines (ARM). Этот процессор является эквивалентом 25-мегагерцового процессора 68030 фирмы Motorola. Для тех, кто не знает, что такое RISC процессор, объясню, что это процессор с сокращенным набором команд. Из-за того, что количество распознаваемых процессором команд меньше, время, уходящее на опознание команды значительно сокращается, и она выполняется быстрее, а следовательно повышается быстродействие как процессора, так и приставки в целом.

— Два скоростных графических сопроцессора, производящих обработку графической информации со скоростью около 16 миллионов пикселов в секунду. Эти процессоры могут самостоятельно выполнять такие операции, как текстурное заполнение, вращение, масштабирование (уменьшение/увеличение) спрайта или целой картинки (примером может послужить такая известная KOMBATо-подобная игра, как Way of The Warrior, в которой камера то приближается, то удаляется от игроков, в зависимости от расстояния между ними).

— Специализированный 16-битный процессор цифровых сигналов, специально разработанный для различных манипуляций со звуком, как цифровым, так и синтезированным.

— Математический сопроцессор, специально разработанный фирмой NTG (входящей в состав компании 3DO), позволяющий ускорить матричные операции.

— CD-ROM дисковод со следующими характеристиками: время доступа 320ms, скорость чтения информации 300 kb/с, буфер размером 32 килобайта.

— 2 мегабайта оперативной памяти.

— 1 мегабайт видео памяти.

— 1 мегабайт постоянной памяти (ПЗУ).

— Суперскоростная шина обмена информацией (50 мегабайт в секунду!).

— 2 скоростных порта расширения.

— Мультизадачная 32-битная операционная система.

— 16-битный цифровой стереозвук.

— Скорость звукового сэмплинга 44.1 KHz.

— Полная поддержка Dolby Surround Sound.

— Энергонезависимая память, размером 32 килобайта.

В.: Можно ли поподробнее узнать об операционной системе? Зачем она нужна?

О.: 3DO ОС — это полноценная 32-битная мультизадачная операционная система, написанная специально для 3DO фирмой NTG. Эта система загружается непосредственно с диска, на котором находится игра, в момент включения приставки. ОС состоит из двух частей:

1) Мультизадачный «скелет» с драйверами для периферии и довольно совершенная файловая система.

2) Множество различных процедур (подпрограмм), которыми могут пользоваться игры:

— Процедура декомпрессии. Отвечает за программную и аппаратную распаковку аудио и видео информации (ведь на дисках она хранится в сжатом, заархивированном виде).

— Набор математических процедур, предназначенных для вычислений высокого уровня.

— Набор графических процедур, предназначенных для выполнения различных графических эффектов, анимации, текстурного заполнения и прочих извращений на эту тему.

— 3D-процедуры (звучит почти как 3D-Pasha), предназначенные для создания трехмерных видеоэффектов и комплексных 3D вычислений.

— Звуковые процедуры, предназначенные для создания и манипуляции звуковыми эффектами и музыкой. В них используется алгоритм, названный «3D Audio Imaging», который позволяет создать иллюзию того, что звук идет не только слева и справа, но и спереди и сзади (особенно это хорошо заметно при использовании наушников).

— Процедуры, управляющие файлами.



Итак, как вы видите, все эти многочисленные процедуры достаточно сложны, но программисту-разработчику игры вовсе не обязательно изобретать велосипед и писать свои аналоги этих процедур. Он может просто взять и воспользоваться уже написанными, входящими в эту операционную систему.

В.: На каких компьютерах разрабатываются игрушки для 3DO?

О.: Для этих целей компанией 3DO был создан целый комплекс программных средств для компьютеров Macintosh. Этот комплекс представляет из себя множество различных программ для разных задач (анимации, создания звука, создания трехмерных объектов и т.д.), а также кучу различных графических и звуковых библиотек на нескольких десятках компакт-дисков.


В.: Каковы перспективы 3DO?

О.: Начнем с того, что даже для обычного 3DO уже понаписано огромное множество различных игрушек, и это множество продолжает пополняться с каждым днем, но недавно компания придумала более совершенную игровую систему: M2. Эта система появилась сразу в двух вариантах: в виде отдельной приставки и в виде небольшого модуля, который можно просто подключить в специальный разъем на корпусе приставки 3DO. Возможность такого апгрейда (расширения) экономит кучу денег владельцам 3DO, захотевшим чего-нибудь покруче, несмотря на то, что 3DO и так очень крутая игровая система. Но ведь ничто не стоит на месте. Ну вот и все, что я хотел вам рассказать об этом замечательном семействе приставок. Теперь вы, наверное, и сами убедились, насколько эти приставки классно продуманы и грамотно сделаны. А если не убедились — смотрите картинки.

3DO Interactive Multiplayer Журнал Великий Дракон №23, с разрешения редактора Валерия Полякова, автор 3D Pasha. 


Список игр 3DO из журнала Крутой Мир №4

Игровой раздел 3DO Interactive Multiplayer

История приставки 3DO Interactive Multiplayer

Подпишитесь на новости