Punisher

Punisher

Представляю вашему вниманию лучшую, на мой взгляд, action-игру для 8-битных приставок из поджанра shooting (тир — англ.). Наш журнал и раньше описывал подобные игры: “Operation Wolf”, “Mechanized Attack 2”... Фирма Konami, известная своей тягой к смешиванию жанров, выполнила в этом стиле пару уровней в своей “Adventures of Bayao Billy”, описанной в 25-м номере под более популярным названием “Crocodile Sir”. На Мегадрайве, SNESе, 3DO и аркадных автоматах находят широчайшее признание такие шедевры, как “Lethal Enforcers”, “Revolution X”, “Mad Dog”, “Drug Wars” и “Crime Patrol”. Что ни говори, люди любят стрелять по движущимся мишеням — на эту особенность давным-давно обратили внимание предприимчивые деятели индустрии развлечений. Особенно сильно эта любовь проявляется, если игрок и сам является чьей-то мишенью, и от быстроты реакции и точности движений зависит его жизнь (хотя бы в мире игровой реальности). Но возникает вопрос — до какой же степени метким должен быть воображаемый противник, чтобы интерес к игре не пропадал? Во всех перечисленных играх единственный способ избежать попадания пули противника (именно пули, насчет гранат дело обычно обстоит иначе) —вообще не дать ему эту пулю в вас выпустить. Так повелось еще со времен ковбойских поединков 8-битной “Hogan’s Alley” — побеждает тот, кто выстрелит первым. Тем более, что большинство новых игр позволяет просто запомнить места появления врагов и заранее располагать там прицел. Таким образом, на первый план выходит скорость, меткость уступает место памяти, а игра превращается в довольно скучный фильм, досмотрев до конца который, вы уже вряд ли пойдете на повторный сеанс. И хотя это в меньшей степени относится к 8-битным играм, в которых, по техническим причинам, качество противников (в смысле изображения) заменяется их количеством и произвольностью времени появления, все же проблема неотвратимости попадания вражеских выстрелов остается нерешенной.

Какой же выход из положения нашли разработчики фирм Ljn и Beam Software? Во-первых, на игровом экране одновременно с рамкой прицела присутствует и фигура стреляющего героя, которая в весьма гибкой связке с рамкой может перемещаться вдоль нижнего края экрана. Именно в нее должна попасть пуля или осколок гранаты врага для уменьшения жизненной энергии. Во-вторых, оружие врагов поражает не мгновенно. И пулям, и гранатам, и прочим “продуктам” на преодоление расстояния между “полем” тира (т.е. пространства, на котором обитает противник) и “стойкой” (линией передвижения героя) требуется время, вполне достаточное для того, чтобы от них увернуться. Это, конечно, не придает реализма происходящему, но сильно разнообразит игру. Вам приходится не только наводить прицел на врага, но и управлять фигурой героя, что сделать одновременно удается далеко не всегда. Ну, и в-третьих, есть такая поговорка: “Разрушать — не строить”. Действительно,построить в этой игре вряд ли кому-нибудь чего-нибудь удастся, разве что посодействовать возведению памятника на могилах действующих лиц, зато вот поразрушать... Практически все на игровом экране, кроме, разумеется, сильно удаленных или высокопрочных изделий может с переменным успехом (от едва заметных дырок до дымящихся развалин) быть подвергнуто воздействию любого найденного оружия. Более того, при этом помимо эстетического наслаждения вы можете получить какую-нибудь полезную вещицу для своего героя или даже открыть вход в бонус-уровень! Самый полный перечень последних прислали Gamers из Новосибирска, я его приведу чуть позже.


О происхождении и сюжете игры.

На протяжении довольно долгого времени я пребывал в твердой уверенности в том, что игра создана если уж не по одноименному фильму с Дольфом Лундгреном в главной роли, то уж по крайней мере по мультсериалу, этот фильм продолжившему. Уверен, такая мысль возникла не у меня одного — даже производители картриджей поместили на этикетку мускулистый торс знаменитого американского актера. Но вот игру увидел (и, кстати, высоко оценил) всезнающий агент Купер, и тайное стало явным... Оказывается, фильм “Палач” (или “Карающий”, или “Наказатель” — суть не меняется) возник не сам по себе, а на основе малоизвестной в России серии комиксов. Игра появилась чуть позже, но тем же путем — поэтому и главный ее герой, бывший полицейский Фрэнк Кэссал, лицом вовсе не похож на Дольфа. А бывший он, потому как после потери семьи встал на тяжкий путь мстителя-одиночки. Устроенный мафией взрыв унес жизни жены и сына героя. Для большинства окружающих Фрэнк тоже погиб — на свет появился Палач, беспощадно карающий тех преступников, с кем полиция не может или не хочет справиться. Он и вне закона, и на его страже. Поиски неуловимого бойца ведут и наводнившие город мафиозные кланы, и его бывшие коллеги-полицейские. Но Палач —опытный боец, за плечами школа Вьетнамской войны, долгие годы работы в участке... Он живет, чтобы убивать. Он убивает, чтобы жить!

Вернемся к игре. Главная ее цель — разобраться с самым зловредным на текущий момент “криминальным талантом” по имени KingPin. Но для этого вам придется сперва очистить город от пяти второстепенных злодеев, покончив в два приема с их бандформированиями. В начале игры вам предлагают выбрать одного из трех выставленных “кандидатов в дегенераты”: безымянного Наемника (Hitman), лидера тюремной братии по кличке Пила (Jigsaw) или Генерала Клиегга, последнего “угонщика вооружений”. Далее я поподробнее остановлюсь на списке их прегрешений, а пока назову двух оставшихся клиентов: ниндзя Сиджо и Убивец (Assassin), их морды скоро украсят освободившееся в результате вашей деятельности место на стене объявлений. Как я уже сказал, каждый из этой пятерки окружил себя парой сотен единомышленников, поэтому для непосредственной разборки с “авторитетом” вам придется пройти два этапа, под завязку напичканных вооруженным сбродом и натасканным этим сбродом арсеналом. Kingpin же умудрился объединить более трехсот бандитов, поэтому и этапов в посвященной ему миссии — три!


В конце каждого этапа компьютер подсчитывает число убитых вами врагов и его процентное соотношение к числу принявших участие в перестрелке. Если процент убитых оказался больше 80, Палач восполнит потерянное здоровье, если 85% и выше — получит дополнительные обоймы, за 90% процентов добавят гранат, за 95% —жизнь! Ну, а уничтожившему врага подчистую даруется винтовка М-16 и 750(!) патронов вдобавок! Есть смысл постараться и выйти на бой с главарем, вооруженным до зубов.


Информация, отображаемая внизу экрана, делится на две части. В левой изображены вид огнестрельного оружия и количество патронов к нему (в начале игры — автомат “Узи” и 250 патронов), символ вторичного вооружения и его объем (в начале — 5 гранат) и число оставшихся жизней (в начале — пять). В правой указан счет игры (семизначное число) и шкала здоровья. Потеря жизни мало влияет на ход игры (лишь происходит возврат к начальному вооружению), но CONTINUE в игре нет. Таким образом, каждый этап можно пройти лишь раз, не начиная игру заново, что весьма затрудняет поиск входов в скрытые бонус-уровни и призов. И те, и другие появляются после попадания в какое-нибудь не особо приметное место одним или несколькими выстрелами, либо взрывом гранаты. В качестве таких мишеней на разных “пейзажах” выступают и разные предметы, я их сейчас перечислю. Всего видов выделено пять основных и один — чисто бонусный.

Пейзаж первый. Ночные улицы. Обилие окон, легковых автомобилей и красочных вывесок. Менты и мирные жители заблаговременно покинули район боевых действий, поэтому можете без особых опасений вспомнить хулиганское детство и навести на сей райский уголок привычный глазу “маникюр”. Обратите особое внимание на мусорные ящики и канализационные люки. И не тратьте зря пули на огромные окна витрины. Разлетаются на кусочки они, конечно, куда зрелищнее, чем маленькие “форточки”, но призов не содержат. Тем более, что витрины и без вашей помощи могут разнести засевшие внутри панки.


Пейзаж второй. Пристань. По дощатым настилам как угорелые носятся “кубинцы”, за многочисленными ящиками и сараями сидят в засаде матросики и панки, а в темной морской воде косяками ходят не менее темные водолазы. Призы вмонтированы в сваи, на которых все это хозяйство держится, а также лежат в тех самых ящиках и сараях. А еще есть прожектора и портовые буксиры с грузом аптечек. Недостаток — отсутствие бонус-уровней.

Пейзаж третий. Канализация. “Дом, милый дом”! Как, я разве еще не сказал, где живет Палач? До недавнего времени лабиринт подземных труб являлся надежным укрытием для логова мстителя. Именно поэтому здесь самое выгодное соотношение между числом врагов и призов. Неплохой шанс заработать заветные 100 процентов! Призы ищите в металлических трубах, дверях и стенах.

Пейзаж четвертый. Склад. Много ящиков, скрытых в них призов и спрятавшихся за ними врагов. Также обратите внимание на двери лифтов и окна, закрытые жалюзи. В стенах призов не найдено.

Пейзаж пятый. Тюрьма. Встречается только один раз. Уйма призов и тучи врагов, отвлекающих от их поисков. Бейте экраны телевизоров и камеры слежения, ищите призы в вентиляционных люках и среди прутьев решеток. Надписи GATE выглядят много обещающе, не так ли?..

Бонус-уровень. Метро. Вообще-то бонусы есть на всех перечисленных “пейзажах”, кроме пристани. Отличаются они большим количеством спрятанных призов и малым числом бандитов-охранников. Но метро интересно тем, что в “нормальной жизни” не встречается. Призы в нем спрятаны в окнах вагонов и киосков на заднем плане.


ПРИСТУПАЮ К ИЗЛОЖЕНИЮ САМИХ МИССИЙ.

1. HITMAN. Бывший профессиональный солдат пытается выгодно вложить заработанные деньги, взяв под контроль несколько городских кварталов. Что-то типа тренировочной миссии: никаких громил с базуками, народ больше трех не собирается — красота! Кроме того, лишь на этой миссии вы сможете найти больше бронежилетов, чем способен использовать ваш герой.

Входы в бонус-уровни: на первом этапе ищите табличку DOWNTOWN (спуск в метро), на втором —обстреляйте 4-й по счету канализационный люк.


Сам Наемник вступает в бой на вертолете. Перво-наперво отстрелите обе установки залпового огня. После этого купол вертолета будет периодически открываться — заранее бросьте туда пару гранат и отбегайте, пилот начнет бросать свои. Вообще для большей эффективности чаще стойте на месте, тогда и поведение вертолета стабилизируется. Уровень энергии всех боссов отображается в правой части экрана на длинной вертикальной шкале.

2. JIGSAW. Пристань первого этапа резко сменяется мрачной картиной захваченной тюрьмы. Со стены вас обстреливают вездесущие панки, после

чего битва продолжается в тюремных коридорах. В одной из стеклянных будок с компьютерами —

жизнь. Обстреляв 2-ую надпись GATE, попадете во внутренний коридор-бонус. Перестрелка с Пилой (удерживайте врага на мушке, либо закидывайте на бегу гранатами) сменяется рукопашным боем. Деритесь ногами, удар начинайте заранее (когда левый глаз врага поравняется с левой ногой Палача).

3. KLIEGG. К пристани причалила баржа с контрабандным оружием. Оно тут же разошлось по рукам, так что будьте осторожны, вас ждет встреча с двумя полуодетыми гражданами и одним пулеметчиком. Поверьте мне, не стоит брать в руки найденную базуку. Она вас плохому научит...

Второй этап — оружейный склад Клиегга. Можно войти в первую дверь лифта. Как выйдете — тут же атакуйте заснувшего на посту пулеметчика и ждите появления его напарника. Сам генерал на поле боя выезжает на танке (видно, торговля оружием — дело прибыльное). Сначала забросайте гранатами ходовую часть, потом башню. Танк утратит возможность маневра и перестанет стрелять из пушки. Осталось добить танкиста, раз уж тому хватило наглости высунуться из своей развалюхи.

4. SIJO. Японский эмигрант в черном маскхалате пытается выселить нашего героя из канализации. Но прежде, чем принять бой на своей территории, Палач должен лишить врага поддержки с поверхности. На первом этапе аж целых два бонуса, один — в метро (DOWNTOWN, ищите жизнь в телефонных будках), другой — во дворе дома (стреляйте в стену перед саксофонистом). Во втором этапе есть жизнь (после второго пулеметчика) и вход в акваторию, где плавает акула(!) и также спрятана жизнь. Он расположен в арке после первого мужика с базукой. Как и Пила, Сиджо атакует двумя методами. Пока он стоит и разбрасывает звездочки, вы тоже стойте и бейте его из М-16. Ну а если он начнет скакать как горный козел вокруг Палача — просто уворачивайтесь, ваш герой все же не ниндзя и в рукопашном бою весьма слаб.

5. ASSASSIN. Вновь вас пытаются одурачить с помощью базуки. Не поддавайтесь, закидайте противника гранатами и постреляйте в тень от ящиков, возле которых тот стоял. На секретном складе вы найдете жизнь и бронежилет.


Второй этап — в канализации. Разделавшись с пулеметчиком и толстяком с базукой, стреляйте в нижнюю часть стены. Часть кирпичей обвалится, и вы попадете в бонусный тоннель. Убивец пытается применить новейшие технологии. Постарайтесь не отстреливать роботу руки, пусть уж лучше из них стреляет, чем из пушки в груди. Самый лег кий босс, как ни странно.

6. KINGPIN. Первые два этапа — на улицах. В первой попавшейся машине лежит жизнь. Как разберетесь с “базукером”, стреляйте по указателю вверху, попадете в бонус-уровень. Во втором этапе живут полчища ниндзя и два полуодетых мужика. Третий этап, склад, охраняется еще четырьмя толстяками, у половины из них — пулеметы. Cамый главный босс игры — “обычный” громила, размером со средний памятник Ильича. Половину времени он проводит в безуспешных попытках попасть в шустрого крошку Палача из своей портативной ракетной установки, в это время его и следует забрасывать гранатами. Если удастся использовать все гранаты, то можете особо не стараться в рукопашной схватке — противник быстренько вас уделает и успокоится, а вы получите еще пяток гранат. Хотя, конечно, можно неплохо двинуть пару раз ему ногой в челюсть, но для этого вы должны предварительно заманить гиганта в левый угол экрана. Учитывая то, что загибается Кингпин после трех десятков прямых попаданий гранатой (броневой!), вам потребуется как минимум пять жизней в запасе для успешного завершения игры.


Итак, с вашей помощью Палач вновь освобождает город от основной массы бандитов. С немногочисленными остатками вскоре разберутся правоохранительные органы. На сегодня работа закончена, герою пора отдохнуть... впереди еще много славных битв!


НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ:

1. Объясняю, почему мне гранаты нравятся больше, чем базука. Во-первых, неизвестно, кто до вас стрелял из этой базуки... (не пугайтесь, это шутка). Во-вторых, основное преимущество гранат не в том, что они отнимают энергии больше, чем пули, а в том, что их можно очень точно бросать на бегу, уворачиваясь одновременно от пуль или снарядов. А для выстрела из базуки надо не только прицелиться, но и дождаться выстрела.

2. Не знаю, почему так происходит, но мне не разу не удавалось получить 100 процентов убитых после посещения бонус-уровня. Поэтому, пока не наберетесь опыта, не стоит заходить в бонусы, где нет спрятанных жизней. М-16 еще ни одному ее владельцу жить не мешала...

3. Иногда вместо призов на экран вылезают газеты. Можете почитать, там по-английски дают очень хитрые советы по отысканию бонус-уровней.

Punisher: другие советы и секреты

Журнал Великий Дракон №28, с разрешения редактора Валерия Полякова, авторы Guyuver, Gamers, Андрей Морозов, Андрей Гомаюнов, Eler Cant.

Подпишитесь на новости