Genghis Khan II: Clan of the Gray Wolf: 16-бит Сега

Genghis Khan II: Clan of the Gray Wolf: 16-бит Сега

Пошаговые стратегии — уникальный жанр. Если в других играх делается ставка на скорость мысли, реакцию и энергичность пальцев, то здесь всё вышеперечисленное значения не имеет. Некоторые умники считают, что такие игры создают для тормозов, которые не способны составить никому конкуренцию ни в Старкрафт, ни в Квейк и т. д. Должен сказать таким людям, что они не правы. Просто некоторым нравится думать, тихо и спокойно, без нервотрёпки, но с азартом. Чингис Хан — стратегия в полном смысле этого слова. Состоит игра из двух основных частей: политики и воин. Впрочем, до этого мы ещё дойдём. А начинается всё с очень красивой заставочки и исторической справки о том, кто же такой был этот великий монгол. Затем, выбрав пункт <начать новую игру> (если в картридже есть батарейка, то можно ещё и продолжить засейвленную игру), нужно выбрать эпоху, в которой мы будем играть. Изначально их три, но если пройти первую, то откроется четвёртая, которая, при условии наличия в карте упомянутой выше батарейки, будет доступна и в дальнейшем. Теперь, после выбора эпохи, нужно выбрать ещё и государство, за которое мы будем играть. Выбрали, на следующие два вопроса ответили отказом (иначе будете смотреть в подробностях все, не имеющие к вам отношения баталии контролируемых компом стран), подтвердили выбор.

 

И вот перед нами во всей красе развернулась карта мира (точнее Евразии или Монголии). Справа появилась табличка с восьмью заголовками, внизу прозрачная плашечка с рисунками и циферками, а слева наш портрет и какая-то непонятная цифра рядом. Насчёт этой цифры скажу сразу — это вроде как ваши умственные способности, которые вы можете использовать за один заход. Не обольщайтесь, если цифра большая, на некоторые действия уходит по десять единиц зараз. Впрочем, этот показатель нестабилен, и сейчас объясню почему. У каждого персонажа в игре есть показатели: Политика, Война, Лидерство, Шарм. Наивысший — А, низший — Е. От показателя Политики и зависит количество единиц, затрачиваемое на то или иное действие. Теперь считаю нужным объяснить, что значат циферки внизу. Монеты и окорок — без комментариев, скажу только, что не рекомендуется опускать эти показатели в минус, потому что без денег разбежится армия, а без еды вымрут люди. Гамовером это не закончится, но очень ослабит вашу мощь. Человечки под двумя предыдущими — население (налогоплательщики). Мешочек с деньгами — налоги. Травка — урожай. Мужик, орущий на другого мужика — показатель довольства населения на этой территории. Если лояльность народа упадёт ниже пятидесяти, то не исключены народные восстания, так что следите за этим. Вроде бы и всё, но если нажать кнопочку А, то вместо этой плашечки появится другая, не менее важная. Вот её расшифровка. Травка, овца, коробочка и домик — распределение обязанностей среди населения, в сумме всегда сто. Вокруг этого, кстати, и построена вся экономическая модель игры: наделали шёлка или, скажем, вырастили богатый урожай, продали его, купили солдат и т. д. Рисунок рядом с коробочкой — производимый на этой территории ресурс (всего четырнадцать видов). Солдаты с копьями, верхний рисунок — количество юнитов. Щит и копьё — степень вооружения армии, напрямую влияет на количество огнестрельного оружия. Солдаты с копьями, нижний рисунок — степень готовности армии. На этот раз с плашечкой действительно всё. Как вы уже поняли, на ней отражаются статистические данные относительно положения в стране. А вот теперь рассмотрим основные восемь пунктов в мельчайших подробностях.

 

Policy — первый из них. Содержит в себе четыре подпункта, общий смысл которых — установление нужных вам экономических и политических параметров ( налоги, приоритеты укомплектования армии и т. п. ) на любой территории, входящей в вашу империю.

Order — опция, позволяющая отдавать приказы губернаторам своих земель. Всего бывает четыре типа таких приказов: напасть на соседей, перевести деньги или юниты в соседнюю землю (свою, разумеется), или отправить к соседям дипломата (деньги клянчить). Это очень полезно, если, скажем, срочно нужны деньги или надо кого-то завоевать, а самому заморачиваться лень. Правда, приказы эти выполняются не всегда. Если ваш подчинённый стабильно отвечает на все ваши приказы, что слоны идут на север, то лучше его поменять, так как не исключено, что он задумывает от вас отделиться и провозгласить себя королём новой империи имени самого себя. Никогда не предают, как ни странно, только родственники, так что ключевые территории советую доверять им. Правда, есть одна объективная причина невыполнения ваших указаний — отсутствие денег, помните об этом.


Person — это самое интересное. Именно здесь мы общаемся с персонажами. А именно: назначаем управляющих и советников земель; можем, если повезёт, достать из недр своей территории приличного генерала (всего их одновременно не более восьми); можем продвинуть в генералы своего сынка по достижении им десятилетнего (?) возраста или выдать замуж дочку, когда ей стукнет столько же (японцы — педофилы:), при этом зятёк, разумеется, становится преданнейшим слугой и отныне ему можно доверить любую из своих провинций. И последнее — иконка с сердцем под благовидной отмазкой <свободное время с семьёй>, на самом деле после этого <свободного времени> появляются дети, так что если вам уже перевалило за полтинник, а достойных наследников трона нет (ими могут быть только сыновья), то занимайтесь этим делом почаще, может чё хорошее и получится. О советниках хочется сказать ещё пару слов отдельно. В общем-то, умных и нужных советов они не дают, но: перед началом очередного захода у вас спрашивают, хотите ли вы использовать ходы сами или доверите этот сезон своему компьютерному другу, причём управляет он государством не хуже вас; его же можно использовать и как генерала; его же можно использовать и как губернатора; ну и с ним просто веселее играть.

 

War — а вот это самое важное. Левый ряд первая иконка — атаковать соседнее (прилегающее к вашей земле) государство; возглавлять нападение можете как вы сами, так и любой назначенный вами подчинённый и, в случае успеха операции, он останется губернатором завоёванной земли. Вторая и третья — переслать деньги или войска (аналогично <Order’у>); правый ряд верхняя иконка — набрать войска на своей территории: цена их постоянна, но, во-первых, уменьшается население (двести человек на каждый отряд соответственно), а во-вторых, уменьшается лояльность населения, так что особо массовым рекрутством не увлекайтесь, а то налоги платить будет некому. Отрядов всего можно собрать двадцать штук любых родов войск (их шестнадцать, обязательно расскажу об этом подробно). Средняя иконка — самое-самое главное: тренировки. Только хорошо обученная армия принесёт пользу, салаг будут раскидывать как детей. И последняя — распустить войска; это потребуется только если совсем не будет денег на содержание армии (уходит десять монеток на отряд за сезон) или если демографическая ситуация в стране не оставляет другого выбора (солдаты, как ни странно, превращаются в крестьян).

Domest — содержит три иконки, отвечающие за: первая — распределение обязанностей среди населения; советую делать упор либо на урожае, либо на выработке ресурса. Вторая — дать людям денег, жратвы или чего-нибудь из запасов своего рынка; очень положительно влияет на лояльность людей ( а, вернее, это единственный способ её поднять ), так что не скупитесь. И третья — содрать с людей специальный налог; используется только тогда, когда положение становится катастрофическим и нужно попытаться оттянуть финал, ужасно снижает лояльность населения.

Diplom — легко догадаться, что это такое. Правда, эта менюшка меня немного разочаровала, так как вся дипломатия здесь сводится к вымогательству у соседей денег или же к попытке заключить с ними мир (не более чем на восемь лет). Конечно, если уметь грамотно заключать альянсы, то жизнь становится значительно легче: выбираешь жертву, а с остальными дружишь, чтоб не отняли родную землю, пока воюешь. Расторгать альянсы нельзя, а вот продлевать до того, как они закончатся, можно. Вражеских попрошаек отсылайте куда подальше, не раздумывая.

Market — это деньги! Как я уже упоминал, экономическая модель игры построена на купле-продаже различных ресурсов. Всего имеются четыре торговых дома, посланники которых иногда будут заезжать и в ваши земли. Иногда, правда, их подолгу не бывает (особенно в Англии), так что учитывайте это. Как и положено на рынке, цены здесь явление непостоянное, так что улавливайте момент, когда можно дешевле купить, а когда дороже продать. Обязательно покупайте здесь оружие для армии. И ещё одна важнейшая вещь: на рынке можно нанять солдат! Как правило, наёмники стоят втридорога, но не всегда и, что самое важное, их покупка никак не отразится ни на количестве населения, ни на его лояльности. Правда, эти подонки разбегаются в разные стороны, как только в стране кончается золото:

 

И последняя менюшка — Info. Подробно рассказывать не буду, скажу только, что там можно узнать ВСЁ, в том числе и что у соседей делается. На этом первая серия заканчивается. С политической жизнью разобрались, добавить хочу только то, что вариантов развития империи бесконечное множество: можно бросать все силы и средства на армию, а можно потихоньку доводить до ума каждую землю, нарожать наследников, а теми следующих и т. д. и т. п. А вот теперь поговорим о боевой части. Она делится на два этапа: подготовка и собственно война. Подготовка состоит в том, что вы заранее должны убедиться в достатке золота и провизии на боевую операцию, собрать легионы (или доверить это компу) по четыре отряда в каждом, назначить командиров и уж после этого, простившись с женой, отправиться в поход. Кстати, на всякий случай обратите внимание, не было ли на атакуемой территории перед вашим приходом какого-нибудь стихийного бедствия или чумы и, если было, то готовьтесь столкнуться с ними во время битвы. Зато если там накануне собрали богатейший урожай, то можно не заботиться об обозе — он будет пополняться сам прямо в чистом поле. Итак, высадка началась. Наши легионы попадают на карту, враги уже здесь (первым выставляют войска защищающиеся, они всегда синие, атакующие всегда красные). И, естественно, управлять войсками придётся опять же по ходам (справа наверху их количество, зависит от лидерских качеств командира) отдавая приказы. Победы можно добиться тремя способами: разбить всю армию врага, разбить его главный легион (с флажком) или захватив все города. Последнее маловероятно потому, что главный вражеский легион всегда сидит в каком-нибудь городе, а если вы выступаете в роли защищающейся стороны, то такой способ невозможен вообще (зато им могут воспользоваться враги). Сначала доступна первая группа действий: Order, Reform, Talk и Info. Reform — перегруппировать войска, возможно когда два и более легионов стоят вплотную и хотя бы в одном из них есть свободное место. Talk — провести с врагом приятную беседу на тему: предложить перейти на нашу сторону (nо всеми, кроме главного), на моей памяти ни разу такой номер не проходил; предложить сдаться (только главному), иногда получается, когда ваша армия раз в десять мощнее ихней; и последнее — побрататься и разойтись по домам, нужно когда исход битвы далеко не очевиден а драпать и оставлять все взятые с собой денежки не хочется. Ну а Инфо оно и есть Инфо. Теперь про Ордер. Попав сюда нужно сначала выбрать, какому легиону отдавать приказ, а затем дать конкретное указание:

Move — передвижение в заданную точку. На большие расстояния войска дойдут, разумеется, не сразу, а если придётся идти ещё и по пересечённой местности, то вообще нескоро.

Chase — преследовать конкретный легион, не отвлекаясь на остальных.

Attack — атаковать ближайшего врага.

Ambush — устроить засаду. Подлая, но эффективнейшая вещь, увеличивает шансы слабых, делает сильных непобедимыми. Прятаться можно в лесах и горах, передвигаться невидимым на небольшие расстояния. Особенно этот приём любит компьютер, поэтому будьте начеку; если ваш главный легион напорется на засаду, то все отряды изначально будут в коматозе.

Supply — дозаправиться в местном населённом пункте.

Flee — сбежать куда глаза глядят (если есть куда)

Deleg — передать управление компьютеру. Но воевать можно не только на общей карте. Если ваш главный легион вступает в битву, то вам придётся самим воевать отрядами против отрядов врага. Здесь уже свои премудрости. Каждый отряд имеет мобильность, колеблющуюся у одного и того же рода войск в зависимости от боевых качеств командира. Типов атаки три: обычная, стрельба и тяжёлая атака <с разбега>. Вот тут-то вы и поймёте, зачем были нужны долгие и мучительные тренировки, да заодно и пожалеете, если не запаслись оружием. К каждому типу войск нужен свой подход, своя тактика. Но сначала надо до конца разобраться с менюшками. С перемещением и атаками всё ясно. Мобильность, правда, зависит ещё и от ландшафта, но это не есть главное. Order:

 

Lead — лично возглавить какой либо отряд, он от этого дерётся заметно лучше, но можно случайно и погибнуть;

Revive — вернуть отряд из состояния коматоза, в которое они временами впадают после особо сильных атак врага или когда в них остаётся мало народа; Deleg — см. выше. Info — просто инфо. Итак, у нас имеется шестнадцать разновидностей войск. Вообще они делятся на две категории: пехота и конница, а те в свою очередь подразделяются на стреляющих и не стреляющих.

Лёгкая пехота — дёшево и не очень сердито. В больших количествах ещё представляют какую-то угрозу, а так милые и безобидные.

Тяжёлая пехота и Пикенёры — а вот это уже посерьёзнее. Будучи хорошо натренированными, являются грозной силой, а Пикенеры при некоторых обстоятельствах могут быть посильнее любой конницы. Подводит их лишь о-о-очень низкая мобильность.

Пешие лучники и арбалетчики (три вида) — убогие создания, которых не спасает даже возможность стрелять. Их убогость не позволит им выжить даже в сочетании с другими видами войск.

Катапульты и Пушки — казалось бы, мощнейшие и нужнейшие вещи, но на самом деле недоразумение природы. Что, в принципе, правильно, учитывая их степень развития в тринадцатом веке. Избавляйте свою армию от них как можно быстрее. Единственная польза — Пушки иногда могут вводить врага в коматоз.

Слоны — супер! самые сильные и самые дорогие войска в игре, правда, малоподвижны. Лучший вариант для комплектования не королевских легионов.

Номады — степные кочевники, усреднённые по всем параметрам. Умеют стрелять, неплохо дерутся, но недостаточно круто, чтобы стать основной силой армии.

Лансеры — тоже воины бескрайних степей, но вооружённые копьями. Не опасны.

Монголы — а вот это однозначно лучший вариант для комплектования королевского легиона. Самые мобильные, самые лучшие в ближнем бою, стреляют; короче лучше нет, но производятся только в Монголии.

Арчеры — арабские конные лучники. По мобильности и способности стрелять не уступают монголам, но чуть-чуть послабее в ближнем бою.

Мамелюки — а вот это самые злые из не стреляющих конников. Мобильность средняя, но атаки это компенсируют.

Рыцари — закованные в латы элитные войска европейцев. Не особо подвижные, стрелять не умеют, легко уничтожаются обычной атакой. Были бы абсолютно не нужны, если бы не ужасающе мощная тяжёлая атака. Неплохо смотрятся во вспомогательных легионах.

Самураи — чисто японские войска. Хорошо стреляют и неплохо дерутся, не переваривают тяжёлую атаку. После завоевания какой-нибудь земли, между прочим, можно будет ещё и пообщаться с бывшими командирами вражеских легионов, а именно: казнить их, помиловать или сделать своим генералом. Таким вот образом можно собрать у себя под началом всех гениальных командиров со всего света, правда, мест для них, как я уже говорил, всего восемь. Да и от старости они тоже умирают. Вот такие вот расклады. Что самое интересное, воевать можно любыми войсками, если знать подход к врагам и правильно расставлять свои полки. Так что ищите, узнавайте, открывайте. В игре, между прочим, есть ещё и музыка, простая, но идеально подходящая к ней. И ещё множество забавных мелочей, упоминать которые нет особого смысла, но увидеть интересно. Вообще самое интересное в том, что, играя, появляется чувство, как будто своими руками переписываешь историю мира. Все персонажи — реальные исторические личности, и это создаёт необычную атмосферу. При наличии у играющего фантазии просторы для неё открываются просто безграничные. Так что приятных вам завоеваний в компании с великим Чингис Ханом!


Genghis Khan II: Clan of the Gray Wolf:  Журнал Великий Дракон №61, с разрешения редактора Валерия Полякова. Автор: Molotov

Управление, секреты

Подпишитесь на новости