Batman Forever 16-бит Денди

Batman Forever 16-бит Денди

Фильм «Бэтмен навсегда», завершающий трилогию о приключениях Человека — Летучей мыши, прошел летом по экранам всего мира (в том числе, в России) и, несмотря на некоторые претензии критиков, в целом был неплохо принят зрителями.

Мне очень понравилась восхитительная мрачно-помпезная атмосфера фильма, и я наивно предположил, что сильно разрекламированная игра Batman Forever также разделит судьбу своего старшего экранного собрата, не разочаровав геймеров. Все шло к этому: было объявлено, что при создании BF использовались оцифрованные изображения статистов из фильма, в рекламных проспектах приводились невероятные цифры: более 80 этапов и 125 движений у персонажей! Во время презентации игры на лондонской Выставке Потребительской Электроники (ECTS) на стенде фирмы Acclaim был установлен настоящий Бэтмобиль, использовавшийся на съемках картины! И вот игра выходит и... с треском проваливается! Почему?! Как же так?!! А вот так, дорогие мои, поменьше верьте рекламе. Batman Forever оказался обычной платформенной игрой с нулевым сюжетом, посредственной графикой, да еще, вдобавок, страдающей от сильнейшей «тормозни».

Неприятности начинаются сразу же после заглатывания вашей приставкой этого картриджа: начисто отсутствует предыстория. Несчастные игроки, не видевшие фильма, так и не узнают, что им предстоит сыграть роль беспощадного борца с преступностью Бэтмена и его помощника — мальчика Робина, решивших очистить Готэм-сити от бандитов Двуликого, маньяка-убийцы, бывшего когда-то городским прокурором, и от сумасшедшего ученого Эда Нигмы, превратившегося в опасного и непредсказуемого Загадочника. Все это, как говорят в программе «Времечко», останется для рядового геймера тайной.

В опциях, появляющихся после заставки, можно установить уровень сложности (ставьте только на EASY — поначалу игра кажется непроходимой), первый или второй метод управления (CONTROL METHOD 1/2 — я так и не разобрался, в чем тут соль, в обоих случаях персонажи управляются одинаково), выключить музыкальное сопровождение (ни в коем случае этого не делайте, без музыки вы заснете уже на первом этапе — она, хотя и посредственная, но все-таки придает какой-то ритм игре). И даже можно (это ж надо!) начать игру: для одного игрока, для команды из двух игроков (COOPERATIVE DUO) и для двух соревнующихся игроков (COMPETITIVE DUO). Короче, расклад, знакомый по восьмибитному Double Dragon. Хотя нет, BF все-таки эволюционировал, в отличие от DD тут можно найти еще одну опцию, TRAINING. Это некое бездарное подобие head-to-head файтинга. Бездарное потому, что все персонажи очень маленькие, а суперудары выполнить так же трудно, как в МК3 сделать Animality компьютеру! И пожалуйста, не пытайтесь проходить TRAINING до конца, ожидая красивой заставки — после победы на 16-ом уровне сложности вас оставят наедине с одинокой надписью «Тренировка завершена. Примите поздравления». Так что, если и есть в этой менюшке полезный пункт, так это пункт BEGIN A NEW GAME, куда мы и отправляемся.


После того, как вам предложат выбрать супергероя (при игре вдвоем первый игрок автоматически управляет Бэтменом, а второй — жертвой, простите, Робином), и Бэт-компьютер выстрелит из своего чрева Бэт-перфокартой с Бэт-заданием на текущий этап, вы попадете на Бэт-экран выбора Бэт-оружия. В первый раз глаза просто разбегаются — так много здесь всяких технических прибамбасов! Через некоторое время глаза сбегаются обратно, и вы понимаете, что у каждого героя есть по два основных вида оружия (Бэтаранги и бомбочки), установленных заранее, и два опционных, которые можно самому выбрать из внушительного Бэт-... (вот, привязалось!) арсенала. Но не торопитесь, практически все эти штучки в бою использовать невозможно — а все благодаря идиотскому управлению. Управление, реализованное на модели комбатовского, но реализованное абсолютно безалаберно — слабейшее место «Batman Forever». Например, чтобы выстрелить гарпунчиком вертикально вверх (это приходится делать очень часто), надо на несколько секунд присесть, затем резко нажать кнопку «Y» (для счастливчиков. Несчастным обладателям трехкнопочных джойстиков придется жать «В» и «С» одновременно) и одновременно вверх. Хотелось бы поглядеть, как вы будете беспомощно прыгать на месте, пытаясь выполнить это движение! Нечего и говорить о том, что такой суперудар, как метание Бэтаранга, сделать не легче, чем научиться играть на фортепиано!

Этапы в BF устроены таким образом, что вы будете бесцельно шататься туда-сюда, проходя одно и то же место, зачастую по десятку раз. Виной тому интереснейшая система, придуманная каким-то садистом и врагом детей. Дело в том, что по прохождении этапа подсчитывается количество открытых вами секретных комнат, собранных призов и успокоенных супротивников. За каждые 100% дается одна жизнь. Эта система просто нечестна. Представьте себе, что на первом этапе вам надо найти 3 секрета (цифру беру с потолка), за это вы получите жизнь, а уже на четвертом этапе надо найти 30 секретов, причем если вы все добросовестно облазите и найдете-таки 29 (это очень трудно), то житухи в награду вам не дадут! Добавьте к этому тот факт, что в игре не предусмотрено ни паролей, ни CONTINUE, и вы поймете, что такое недоброжелательное отношение к игроку впору назвать обычным издевательством. Еще один камень в огород создателей — качество графики. Да, герои оцифрованы, да, они двигаются как живые. Это плюс. Но вписываются ли они в темные, скучные декорации? Нет! Я был удивлен малым количеством цветов во многих этапах (в психиатрической лечебнице, например, вообще все декорации черно-белые). Это Мегадрайв или Геймбой? Очевидно, художники из Acclaim запамятовали о возможности Сеги держать в кадре одновременно 64 цвета. А жаль.

Вдобавок ко всем своим недостаткам BF еще и очень слабо привязана к сюжету фильма. Той динамичности и множества ассоциаций, которые возникали при игре в «... Returns», нет и в помине. В голове начинают шевелиться совсем уже абсурдные мысли: а может, acclaim’овцы, делавшие игру, ВООБЩЕ НЕ СМОТРЕЛИ ФИЛЬМ?? Вердикт. Мое мнение о BF я никому навязывать не собираюсь, но и отступать от него не буду. Это игра непродуманная, сделанная в сильной спешке; все силы acclaim’овской команды были брошены на оцифровку персонажей, а такая важная вещь, как играбельность, была практически игнорирована. Плохо разработанная структура продукта привела к тому, что, хотя игра кажется трудной, ее очень легко пройти (постоянно пользуясь Бэтарангами). Ребята, не выбрасывайте деньги на эту игру — давайте подождем чего-нибудь более достойного. Теперь для тех, кто влип-таки и, не читая «Великий Dракон», купил этот «маленький шедевр» — об этапах и управлении.


Этап 1, Arkham Asylum

Начинается игра там, где и должны начинаться произведения подобного рода — в психушке. Злодей Двуликий взбунтовал всех буйнопомешанных, и теперь они дружной, организованной толпой гоняются за маленькими беззащитными летучей мышкой и малиновкой («Robin» по-английски «малиновка»). Как только напоретесь на некую помесь холодильника и атомной бомбы, на которой горит индикатор «ON», метко брошенной бомбой поменяйте его на «OFF», а то в конце уровня будете иметь проблемы с электрическими стульями — зомбификаторами. А вообще — так себе, легкий этапчик.

Этап 2, Gotham Bank

Двуликому понадобилось мно-о-ого денег! Порядочный гражданин Готэм-сити устроился бы на работу, улицы там подметать, или еще чего, но наш бандит не таков! Этому тунеядцу приходят на ум только два пути добычи так необходимых дензнаков. Первый — сесть в одном из переходов готэмской подземки и настырно приставать к добропорядочным гражданам с просьбой подать ему немного на пропитание. Второй путь намного проще — ограбить банк. Двуликий любит простоту и склоняется ко второму способу. Но Ужас-Летящий-на-Крыльях-Ночи не дремлет! Бэтмен пресекает попытку ограбления, освобождает всех заложников и почти уже настигает их главаря, но тот сматывается в...

Этап 3, The Hyppodrome

...в цирк! (Кошмар! Тут куча клоунов! Ну почему в каждом фильме с Бэтменом присутствуют КЛОУНЫ?!). Оставлю вам счастье (сомнительное) самим разобраться (не разобраться) в третьем уровне, скажу только, что это практически единственный мало-мальски захватывающий момент во всей игре, так как здание цирка заминировано, и сначала у вас есть только пять минут до большого «БУУМа» (помните, «Пять минут, пять минут...»).

Этап 4, Old Warehouses

Вся тусовка перемещается из спасенного шапито в заброшенные склады на берегу Готэм-ривер. Это один из самых протяженных этапов, набитый секретами по самую макушку (я тут набирал до восьми жизней). Злобнохитронамеренный Двуликий понимает, что Бэтмену все западни — и резервуары с кислотой, и гидравлические прессы и даже бездонные пропасти — как слону дробинка, и наконец сам появляется перед Чернильным Ужасом (высылая, правда, перед собой двух девиц — подручных, с которыми Темный Рыцарь, хотя и джентльмен, расправляется весьма жестоко). Двуликий не причинит вам вреда, если все время кидать Бэтаранги — он просто не сможет приблизиться!

Этап 5, Gotham Ritz

В дело вступает Эд Нигма — Загадочник, устраивающий презентацию своего контролирующего разум изобретения в самом фешенебельном отеле города. Бэтмен просекает планы Загадочника (злобина раскатал губы на мировое господство) и спешит сразиться с ним (о бесчисленной рати гадов не стоит и говорить — Ночная Маска справится с ними раньше, чем вы сможете выговорить слово «синхрофазотрон»). Нигма имеет тенденцию время от времени производить на свет своих помощников, так что в схватке с ним будьте настороже. Заметьте, что в комнате совсем не для красоты присутствуют четыре рычага. Нижний правый трогать не советую — будет бо-бо, зато нижний левый и верхний правый принесут вам жизнь и восполнение энергии соответственно, а верхний левый позволит закончить этап.

Этап 6, Abandoned Subways

Заброшенными, как оказалось, бывают не только склады, но и целые линии метрополитена. Понятно, почему Двуликий решил сюда не соваться — по рельсам постоянно пробегают разряды тока, потолок зачастую обваливаются прямо вам на голову, пол, соответственно, проваливается... на головы врагов этажом ниже, а поезда имеют свойство наезжать на вас в самый неподходящий момент (забавно наблюдать, как Бэтмен ставит блок, и огромный состав проносится мимо, совсем не нанося ущерба). Полутемные тоннели и станции кишат бандитами и рекламными плакатами тридцатилетней давности. Не самый трудный уровень, на мой взгляд.


Этап 7, Batcave

Гады добрались до Бэткейва — Пещеры Бэтмена, Сокровенной Святыни, Гнезда Парящего Ужаса!! («Говорил мне Робин поставить новую сигнализацию, так я, дурень, не послушал!»). На каждом шагу вам будут встречаться то разорванные Бэткостюмы, то побитая секретная аппаратура, то догорающий Бэтмобиль. Нет, так больше нельзя! Темная Тень выходит на тропу войны! Грозовой тучей Бэтмен проносится по подземным лабиринтам своего штаба, разом выметая оттуда всех незваных гостей и прямиком устремляясь на...

Этап 8, Claw Island

...тайный остров — убежище Загадочника! Именно отсюда они с Двуликим планировали удар по Готэму. Загадочник понимает, что час расплаты недалек и, уже не надеясь на победу, посылает своего компаньона преградить путь Бэтмену. Тщетно. Двуликий повержен, и Король-Летучих-Мышов готов начистить перышки главному злодею, как вдруг видит вместо Загадочника ГИГАНТСКОЕ СТРАШИЛИЩЕ BIG RIDDLE!!! Испугались? Вот и я не испугался. Ведь уродина-то поддается на обычные апперкоты! И зачем таких уязвимых боссов делать, спрашивается? Готэм спасен в очередной раз, справедливость торжествует, игра заканчивается... Так-то. Можете смело отправляться допивать вечерний кефир.

Управление в «Batman Forever»:

А — низкий удар рукой;

В — блок;

С — низкий удар ногой;

X — высокий удар рукой (на низеньких врагов не действует);

Y — выстрел гарпунчиком по диагонали;

Z — высокий удар ногой;

ВНИЗ + С — подсечка;

ВПЕРЕД + Z — удар ногой с разворота (у Бэтмена);

ВПЕРЕД + Z — удар веслом с разворота (у Робина);

ВНИЗ + Y — апперкот;

ВПЕРЕД, ВПЕРЕД + А — подкат;

ВВЕРХ-ВПЕРЕД в воздухе — парение вверх-вперед;


СУПЕРУДАРЫ (обычно выполняются с 63-й попытки):

ВНИЗ, ВПЕРЕД + А — Бэтаранги, запас неограничен;

ВНИЗ, ВПЕРЕД + С — бомбочка, у Бэтмена — парализующая;

Суперудары, устанавливаемые вами (обычно вообще не выполняются):

НАЗАД, ВНИЗ + В — дымовая бомба у Робина и летучая зюзя у Бэтмена (smoke pellet и electric pellet);

В + С несколько раз — суперблок у Робина и цветочная ваза у Бэтмена (electro shield и cape morph);

А + ВПЕРЕД — парализатор у Робина и слепящие бомбы у Бэтмена (electro prod и flash pellet);

ВПЕРЕД, ВНИЗ + В — выпуск накопившегося газа, у обоих (smoke pellet);

ВПЕРЕД, ВПЕРЕД, НАЗАД + В — скользкая лужица, у обоих (slippery goo);

ВНИЗ 3 раза + А — bat bola, у обоих;

ВПЕРЕД, ВПЕРЕД, НАЗАД + А — лазер у Робина и баллончик с дихлофосом у Бэтмена (sonic blasts и gas spray);

ВПЕРЕД, ВПЕРЕД, НАЗАД + С или Z — слабый намек на бомбочки у Робина и липкая лужица у Бэтмена (heat bolts и sticky goo);

ВНИЗ 3 раза + В — силовая стена, только у Бэтмена (force wall);

ВПЕРЕД, ВНИЗ, А и Z — не причиняющие ущерба дротики и нечто красивое, но мало изученное; только у Робина (tranq. darts и wrist rivets).

Агя Куп хочет искренне поблагодарить загадочного человека, скрывающегося под псевдонимом FIREFOX, за его помощь в систематизации суперударов этой игры.

Batman Forever. Журнал Великий Дракон №24, с разрешения редактора Валерия Полякова. Авторы: Агент Купер, FIREFOX.

Batman Forever: секреты.

Подпишитесь на новости